Китай вбивает клин в отношения США и Израиля

Китай вбивает клин в отношения США и Израиля

17.09.2018 0 Автор Маргарита

Переговоры о сотрудничестве Китая и Израиля

>

Выход Пекина к Средиземному морю тревожит Вашингтон

Израильское общественное мнение взвешивает риски китайского присутствия в двух стратегически важных портах, принадлежащих еврейскому государству, — Хайфа и Ашдод. По поводу разрешения на строительство двух новых портовых терминалов, которые возьмут под контроль компании из Поднебесной, даже хотят инициировать расследование: сделка не получила должного внимания со стороны израильского Совета национальной безопасности. Главное опасение заключается в том, что выход Китая к Средиземному морю может разгневать американское руководство.

Китайские инвестиции могут представлять опасность для национальных интересов еврейского государства, заявил экс-начальник штаба израильских ВМС и бывший глава Комиссии по ядерной энергетике Шауль Хорев. Соответствующий вопрос даже стоял на повестке конференции, которая состоялась в конце августа под эгидой возглавляемого Хоревым Исследовательского центра морской политики и стратегии Университета Хайфы. По словам экс-главы ВМС Израиля, необходимо проверить, на что направлены китайские инвестиции. Это помогло бы выяснить, угрожают ли они интересам национальной безопасности еврейского государства.

Разрешение на строительство терминалов, которые будут находиться под контролем частного сектора, в Хайфе и Ашдоде, власти Израиля дали в 2013 году. Причиной стали перегруженность портов и частые забастовки сотрудников местных компаний. Наибольшее беспокойство израильтян вызывает Хайфа, где Шанхайская международная портовая группа получила контракт на 25 лет. Несмотря на то, что строительство нового портового терминала преследует прежде всего экономические цели, главному союзнику Израиля — США — не понравилась идея китайского присутствия у берегов Средиземного моря. В частности, об этом израильской стороне сказали сами американцы, которые присутствовали на конференции Исследовательского центра морской политики и стратегии.

Ronen Tivony/ZUMAPRESS.com/Global Look Press

Портовые краны в Ашдоде (Израиль)

«Когда Китай приобретает порты, — говорит Хорев, — он делает это под видом сохранения торгового маршрута из Индийского океана через Суэцкий канал в Европу. Но имеет ли экономическая политика воздействие на безопасность? Мы недостаточно взвешиваем эту вероятность. Один из высокопоставленных американских деятелей на конференции поднял вопрос о том, может ли Шестой средиземноморский флот США после этого чувствовать себя в Хайфе как дома». Впрочем, не исключено, что американские гости конференции демонстрировали гораздо более жесткие формулировки. Известно, что в мероприятии участвовали представители консервативного аналитического центра Hudson Institute, которые имеют за плечами опыт работы в Пентагоне. Как отмечает Haaretz, они заявили, что израильская сторона потеряла разум, раз дала китайцам ключи от своих портов на Средиземном море.

Решение о китайском участии было принято Министерством транспорта Израиля и преследовало исключительно одну задачу — нарушить монополию государственной портовой компании. Совет национальной безопасности еврейского государства не принимал участия в подобных переговорах, отмечают наблюдатели. Проблема заключается не только в том, что Китай с легкой руки президента США Дональда Трампа стал стратегическим противником Вашингтона на долгие годы, и Израиль своим решением поставил под сомнение партнерство с Соединенными Штатами, но и в том, что новый терминал в Хайфе, который строит китайская компания, находится в считанных милях от места базирования израильского подводного флота. Как и в случае с участием Китая в других крупных инфраструктурных проектах в Израиле, таких как Кармельский тоннель, похоже, что никто из дипломатической или разведывательной сферы даже не стал анализировать последствия сделки.

Безусловно, для китайской стороны Израиль — лишь одно из звеньев глобального проекта «Один пояс — один путь», который в долгосрочной перспективе направлен на расширение экономического влияния Поднебесной и, соответственно, на увеличение ее веса на международной арене. Как отмечается в израильской прессе, Китай — не обязательно противник еврейского государства, однако его интересы сложно понять. В Израиле задаются вопросом, стоит ли разгрузка портов Хайфа и Ашдод ссоры с Соединёнными Штатами?

Источник: news.ru