Нефтяники и правительство лишь отодвинули проблему на несколько месяцев?

Нефтяники и правительство лишь отодвинули проблему на несколько месяцев?

01.11.2018 0 Автор News

Компании снижают оптовые цены на бензин после подписания соглашения с правительством. Пошли вниз и топливные цены на Петербургской бирже. Долго ли продержатся относительно низкие цены на топливо и что говорят участники рынка?

Фото: depositphotos.com

Обновлено в 17:42

Нет никакого компромисса. Нет никакого прорывного решения. Нефтяники и правительство подписали документ, который не решает проблему.

В лучшем случае цены на бензин какое-то время не будут расти. Может быть, до весны. Может быть, до нового года. А может, хватит всего на несколько недель. Потом цены снова пойдут вверх.

Компании и правительство не договорились о главном: об экспорте топлива. Именно из-за того, что экспортировать его можно всем, и в неограниченных объемах, внутри страны сложился дефицит и выросли цены. Экспортируют все — и крупные компании, и просто перекупщики. Дорогая нефть и слабый рубль позволяют получать огромную прибыль.

Правительство изначально хотело договориться с нефтяниками об ограничении экспорта, а вовсе не о заморозке оптовых и розничных цен, о чем в итоге подписали соглашение. Сегодня их снижают, а завтра нефтяники снова попросят поднять, предполагает гендиректор Фонда национальной энергобезопасности Константин Симонов:

Константин Симонов генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности «Дайте нам возможность как-то так негромко, но все-таки повысить эти цены выше инфляции со II квартала. Поэтому такая схема тоже возможна: им дадут какое-то окно возможностей, они быстренько поднимут цены. Потом, если начнется шум, правительство опять их зафиксирует, но уже, конечно, на уровне чуть выше, так скажем, чем это было в конце 2017 года».

Почему власти и бизнес не смогли договориться об экспортном контроле? Правительство предложило экспортные лицензии, чтобы продавать топливо за рубеж могли только НПЗ. Это отсекло бы трейдеров, которые сейчас скупают внутри России бензин и экспортируют его. Но, видимо, не смогли договориться о том, сколько бензина компаниям придется оставлять в России.

Это ключевой для нефтяников вопрос. Им гораздо выгоднее экспортировать топливо, чем продавать на внутреннем рынке. Точно так же не прошло предложение перерабатывать и продавать на внутреннем рынке 17,5% нефти. И это тоже ключевой вопрос.

Сейчас одни компании экспортируют больше бензина, другие меньше, поэтому понимания между самими нефтяниками нет. Что будет с рынком дальше, рассуждает ведущий эксперт Союза нефтегазопромышленников России Рустам Танкаев:

Рустам Танкаев гендиректор компании «Инфотэк-терминал», ведущий эксперт Союза нефтегазопромышленников России «Фактически мы перешли на внутреннем рынке бензина и дизтоплива на социалистическое хозяйство. Оно означает постоянное наличие дефицита и торговлю из-под полы. Вот это наша близкая перспектива».

Больше половины заправок в России — независимые. Власти заявляют, что снижение оптовых цен позволит таким АЗС снизить стоимость топлива. Но пока не ограничат экспорт, до них недорогой бензин может не дойти. Заправщикам можно отказывать в поставках, а топливо, как и сейчас, уйдет за рубеж. Причем трейдеры заработают еще больше, чем сейчас, потому что будут закупать бензин по административно сниженным внутренним ценам. В итоге оптовые цены снова пойдут вверх.

Владелец небольшой башкирской сети АЗС Виталий пока не очень верит, что цены вообще снизятся.

«Сейчас еще рано говорить, ценовая политика обычно у них меняется — среда-пятница. Завтра пятница, вот если завтра поменяются отпускные цены, мы увидим, на сколько они понизят или нет. Они снижали обычно в течение недели. Самое главное, чтобы они убрали трейдеров, а прямые договоры с хозяевами заправок заключали. Вот это было бы хорошо постоянно».

В итоге правительство хоть и хотело, но не сделало то, о чем просят предприниматели: убрать трейдеров. Осталось еще два способа. Ввести заградительную экспортную пошлину, но это негативно скажется на добыче и нефтепереработке. Пошлина делает бессмысленными инвестиции в трудноизвлекаемые запасы и модернизацию заводов. Последнее средство — ограничить экспорт по личному требованию первого лица.

Источник: bfm.ru