Лукашенко ответил Пашиняну большинством

Лукашенко ответил Пашиняну большинством

09.11.2018 0 Автор News

Лидеры стран ОДКБ на саммите в Астане

>

Суета вокруг кандидатуры генсека ОДКБ утихнет в декабре

Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), создававшаяся Россией как евразийский аналог НАТО, до сих пор остаётся аморфной структурой. Генеральный секретарь не уполномочен принимать самостоятельные решения, хотя страны-участницы объединения по имиджевым причинам желают видеть на ключевых постах своих людей. В то же время беспрецедентный демарш Армении, отозвавшей своего генсека и настаивающей на передаче должности другому представителю, может не ослабить, а наоборот укрепить организацию. При грамотном подходе игроки способны ужесточить внутренний регламент организации и расширить полномочия её генсека.

Руководители стран-участниц ОДКБ выберут нового генерального секретаря в декабре на саммите в России. «Стороны условились принять окончательное решение по выбору кандидатуры генерального секретаря ОДКБ 6 декабря в Санкт-Петербурге. Исполняющий обязанности генсека Валерий Семериков продолжит работать до этой даты», — заявил пресс-секретарь Кремля Дмитрий Песков после завершившегося саммита организации в Астане.

Таким образом, стороны не смогли согласовать кандидатуру в ходе трёхчасового обсуждения: во время переговоров разразились жаркие споры между армянской и белорусской сторонами. Врио премьер-министра Армении Никол Пашинян настаивал на замене Юрия Хачатурова на Вагаршака Арутюняна (министр обороны страны в 1999—2000 годах), а президент Белоруссии Александр Лукашенко — на ротации должности, предлагая на пост секретаря Совбеза Белоруссии, выпускника Бакинского высшего общевойскового командного училища Станислава Зася. Его кандидатуру публично поддержал президент Казахстана Нурсултан Назарбаев.

Необходимость в кадровых перестановках возникла из-за новых властей Армении. 2 ноября по инициативе страны экс-глава ОДКБ Юрий Хачатуров был отозван со своего поста. Причина — в июле армянские правоохранительные органы предъявили Хачатурову обвинение в незаконном свержении конституционного строя в 2008 году, когда он командовал ереванским гарнизоном ВС Армении. Однако Хачатуров тогда был освобождён под подписку о невыезде и залог в 5 млн драмов ($10 тыс.) и выехал в Москву. Получив назначение в 2017-м, он должен был занимать пост генсека до 2020 года.

Ереван продолжает настаивать на том, что пост генсека в течение оставшихся полутора лет должен занимать представитель Армении. Другие страны считают, что за это время новый руководитель ничего не успеет сделать, и предлагают назначить генсеком чиновника из Белоруссии. «У нас по уставу, по русскому алфавиту после Армении идет Беларусь. И мы сейчас договорились, конечно, Армения хочет продления, а все главы государств сказали, что остаётся один год, он не успеет объехать даже страны эти. Поэтому нам нужен нормальный, действующий генеральный секретарь», — заметил лидер принимающей саммит страны Нурсултан Назарбаев. Однако Ереван руководствуется своей логикой и указывает, что предшественник Хачатурова на посту — россиянин Николай Бордюжа — занимал должность 13 лет.

Александр Караваев, научный сотрудник Института экономики РАН:

Судя по тому, как белорусская сторона уверенно поддерживает кандидатуру Зася, с ней солидарна Астана и согласна Москва, никаких сюрпризов в Санкт-Петербурге не будет. То есть Станислав Зась будет назначен генеральным секретарём. В беспрецедентной ситуации, созданной Арменией, мы имеем дело с последствиями внутриполитического кризиса в стране.
Многие вопросы во внутреннем регламенте организации прописаны недостаточно подробно, что позволяет более политически активному игроку добиваться полезных для себя решений — устав организации достаточно гибкий и оставляет пространство для манёвра. При этом самая влиятельная страна в организации — Россия, поэтому у Пашиняна не получится «протолкнуть» своего кандидата. Если бы сейчас у Москвы отношения с Ереваном были не менее близкими, чем с предыдущими армянскими администрациями, Армения могла бы вместо Хачатурова поставить своего представителя. Но сейчас инициативе Пашиняна не дают ход, поскольку отношения между РФ и Арменией не урегулированы в должной мере.

Каждая страна хочет иметь на ключевых постах в ОДКБ своих людей — это вопрос статуса. Но вообще должность генсека сейчас не имеет серьёзного веса с точки зрения управления организацией — структура ОДКБ пока что достаточно слабо развита. Хотя по идее она должна быть более жёсткой, и полномочия генсека должны быть гораздо выше. В частности, необходимо существенно расширить спектр вопросов в области безопасности, которые генсек может решить, не обращаясь к главам государств. По сути, ОДКБ как административная структура носит консультационно-дипломатический, дублирующий характер: непосредственно между собой контактируют главы государств и руководители министерств обороны, а генсек — «виртуальная» должность.

ОДКБ — военная организация, вопросы безопасности носят более серьёзный характер, нежели экономические, потому её внутренняя структура должна быть жёстче, чем в экономических альянсах. Сейчас, получается, более-менее чёткой структуры нет, есть только её видимость. И президенты стран-участниц не хотят делиться полномочиями с генсеком. Структура управления совместными мероприятиями ОДКБ, в том числе учениями, предполагает координацию президентских администраций, и лишь во вторую очередь это входит в сферу полномочий генсека и его аппарата. 

Кроме того, Кремль стремится расширить роль ОДКБ как субъекта международной безопасности — этим вызваны попытки привлечь в альянс новые страны в качестве наблюдателей для повышения престижа. В этом смысле ОДКБ ещё есть куда развиваться — по крайней мере, внутри границ бывшего СССР.

Евгений Михайлов, политолог:

Казахстан и Белоруссия настроены на назначение представителя Минска. Россия против этого не возражает. Новому представителю Армении, в случае назначения, оставшийся год пришлось бы потратить разве что на ознакомление с делами. Думаю, в итоге Станислав Зась займёт пост генсека, и в Санкт-Петербурге это будет озвучено как окончательное решение большинства руководителей стран-участников организации.

Следующий логический шаг, которые предстоит сделать членам организации — усилить ОДКБ. Полагаю, будут введены дополнительные нормативные акты во внутренний регламент. В частности прописана возможность ограничения одной страны-участницы блокировать решения большинства, если они касаются вопросов назначения на ключевые должности и приглашения в организацию новых государств в качестве наблюдателей.

#владимирпутин
#ОДКБ
#Хачатуров
#АлександрЛукашенко
#николпашинян
#Назарбаев

Источник: news.ru