Украину толкают в пучину религиозной войны

Украину толкают в пучину религиозной войны

12.10.2018 0 Автор Маргарита

>

Как решение об автокефалии скажется на православной общине

На Украине в скором времени может начаться полномасштабное гражданское противостояние на религиозной почве, причём между представителями формально одной и той же православной конфессии. Решение Священного синода Константинопольского патриархата о начале процесса предоставления автокефалии (полной самостоятельности) Украинской церкви и снятие анафемы с раскольников чревато войной за приходы и монастыри. При этом методы, которые могут быть применены сторонниками той или иной церковной структуры, будут далеки от христианского братолюбия.

Двоякое решение

Противостояние различных православных церквей на Украине имеет столетнюю историю, а все годы с момента обретения страной независимости происходило в ожесточённой фазе. Резолюция Константинопольского патриархата вряд ли сможет изменить это.

До недавнего времени единственной канонической православной церковью, признанной всеми остальными поместными церквями, была Украинская православная церковь Московского патриархата (УПЦ МП). С 1990 года она имеет право самостоятельно решать все внутренние вопросы, вплоть до избрания предстоятеля в титуле митрополита, но продолжает оставаться в составе Русской православной церкви. Однако помимо УПЦ МП на Украине существовали ещё две никем в мире непризнанные структуры: Украинская православная автокефальная церковь и Украинская православная церковь Киевского патриархата. При этом на Филарета, объявившего себя киевским патриархом, и на главу Украинской автокефальной церкви Макария, называющего себя митрополитом, патриархия в Москве наложила анафему за раскольническую деятельность.

News.ru подробно рассказывал о развитии конфликта между церквями и его политической подоплёке. Формально решение об автокефалии мог принять только константинопольский патриарх, имеющий титул Вселенского. Светские власти Украины неоднократно пытались добиться такого решения, но до сих пор безуспешно. Сейчас Константинопольский патриархат всё-таки начал процесс предоставления автокефалии. Однако для обоснования этого были выбраны средства и аргументы, вызывающие много вопросов.

Во-первых, Константинопольский патриархат решил пойти «обходным» путём. То есть не провозгласить автокефалию церкви на Украине, а вначале переподчинить её себе. Под тем предлогом, что в 1686 году Украинская митрополия перешла от Константинопольского патриархата к Московскому якобы лишь временно, а теперь возвращается обратно. Мол, долг платежом красен и спустя почти 350 лет пришло время рассчитаться.

Serg Glovny/ZUMAPRESS.com/Global Look Press

Во-вторых, кому предоставлять автокефалию, долгое время было неясно. Большинство иерархов канонической Украинской церкви Московского патриархата полной самостоятельности не требовали. Но подчинённый Варфоломею Священный синод обратил свой взор на тех, кого до этого сам признавал раскольниками. С самопровозглашённых киевского патриарха Филарета и митрополита Макария и всех их последователей была снята анафема. Как сказано в резолюции, так как они «оказались в расколе не по догматическим причинам», то есть не извращали учение церкви.

В-третьих, теперь совершенно неясно, кому автокефалия всё-таки будет предоставлена. Очевидно, что восстановленным в правах Украинской автокефальной церкви и Украинской церкви Киевского патриархата. Но что делать с наиболее многочисленной УПЦ Московского патриархата, которая автокефалии не хочет? Канонических прав её никто не лишал, она остаётся признанной всеми церквями. Если исходить из здравой логики, то на Украине в скором времени должны оформиться две крупные канонические церкви — Киевского и Московского патриархатов. Это не будет нонсенсом — во многих странах действуют одновременно православные приходы разных патриархатов, например, в США представлены почти все 14. В то же время решение вселенского патриарха вывести Украинскую церковь из подчинения Москвы может относиться не к какой-то абстрактной церкви, а только к той, что уже была канонической, то есть к УПЦ МП.

Таким образом, внутри небольшого документа, изданного Священным синодом Константинопольского патриархата, заложено множество противоречий. В реальной жизни они могут привести к жёсткому противостоянию верующих.

Расклад сил

Подчиняющаяся Московскому патриархату церковь сегодня самая многочисленная на Украине. Ей принадлежит примерно 11 300 приходов и 191 монастырь, разбросанные по всей территории страны. Церковь Киевского патриархата насчитывает почти 2800 приходов и 22 монастыря, что заметно уступает УПЦ МП, но эта церковь отличается особой агрессивностью прихожан и священников. Патриарх Филарет неоднократно отмечался политическими заявлениями, а после 2014 года даже открыто стал поддерживать боевые действия в Донбассе. Сторонники Филарета много раз делали попытки захватить храмы УПЦ МП, устраивали с прихожанами потасовки и даже унижали священников, сохраняющих верность московскому патриарху. В самом начале лета выяснилось, что священники Киевского патриархата даже сами берут в руки оружие — участник силовой операции в Донбассе Алексей Цимбалюк, которому якобы приказали убить российского журналиста Аркадия Бабченко, как выяснилось, раньше носил рясу и вёл службы в одном из приходов Филарета.

Украинская автокефальная церковь имеет всего около 560 приходов, расположенных преимущество в западных Львовской, Ивано-Франковской и Тернопольской областях. В отличие от церкви Киевского патриархата, образованного уже после краха СССР, автокефальная церковь имеет давнюю историю и берёт истоки от первых попыток Украины обрести полную самостоятельность после Февральской революции 1917 года. В то же время, церковь последнее время постоянно сотрясали расколы. В 2006 году с ней окончательно порвала Харьковско-Полтавская епархия и зарегистрировала новую структуру — Украинскую автокефальную православную церковь (обновлённую). К тому же, Украинская автокефальная церковь в силу того, что действует в основном на Западной Украине, принимает на себя основной удар борьбы за умы и сердца верующих с Украинской грекокатолической церковью, подчиняющейся Папе римскому.

Giuseppe Ciccia/ZUMAPRESS.com/Global Look Press

Папа Римский Франциск

Дополнительным фактором, который может спровоцировать жёсткое противостояние церквей, может быть то обстоятельство, что на Украине каждый приход имеет самостоятельное юридическое лицо. Если в России священника на приход назначает вышестоящий иерарх, а в случае неподчинения просто лишает сана, то на Украине священник имеет гипотетическую возможность перейти из одной церкви в другую и продолжить вести службы. Можно ожидать, что сейчас на служителей УПЦ МП будет оказываться давление с требованием перейти под Киевский патриархат. Тем более, что последнему, по всей видимости, будет оказываться государственная помощь, а правоохранительные органы будут закрывать глаза на попытку захвата храмов сторонниками Филарета.

Возможности для компромисса

Несмотря на кажущуюся противоречивость резолюции Священного синода Константинопольского патриархата, для всего православного мира она считается руководством к действию. Русская православная церковь уже выразила несогласие с Константинополем и называет его действия «наглыми» и «ошибочными». Однако, как ранее отмечал News.ru, в церкви принимаемые решения априори считаются зависящими не от большинства голосующих, а от божественного провидения.

В соответствии с решением Четвёртого (Халкидонского) вселенского собора 451 года, константинопольский патриарх имеет титул вселенского, первого среди равных. Решения вселенских соборов были продиктованы, как признаётся православными, божественной волей, а потому обязательными к исполнению.

Ранее митрополит РПЦ Илларион грозил Константинопольскому патриархату расколом мирового православия и говорил о том, что прихожане РПЦ составляют половину всех православных христиан. Однако это вряд ли весомый довод в религиозных спорах, где действуют веками отточенные правила.

Sergii Kharchenko/ZUMAPRESS.com/Global Look Press

В пятом заключительном пункте резолюции Священного синода под председательством Варфоломея даётся указание «призывать все вовлеченные стороны избегать присвоения церквей, монастырей и другого имущества, а также любых других актов насилия и возмездия, чтобы мир и любовь Христовы восторжествовали». Константинопольский патриархат явственно даёт понять, что религиозные вопросы необходимо решать без политики и тем более без насилия. Другой вопрос, согласятся ли проявить мудрость те, кто пытается при помощи религиозных тем решать именно политические задачи.

#украина
#церковь
#константинополь
#автокефалия

Источник: news.ru