Что ждёт МКС после аварии «Союза»

Что ждёт МКС после аварии «Союза»

12.10.2018 0 Автор News

Астронавт МКС в открытом космосе

>

Станция может остаться без экипажа, а Россия — без «космического извоза»

После аварии на «Союзе» Роскосмос переносит на неопределённые сроки запуски к МКС пилотируемых и грузовых космических аппаратов, а в NASA всерьёз рассматривают возможность консервации станции. Преследующие российскую космическую отрасль неприятности также заставили западные СМИ усомниться в надёжности предоставляемых РФ услуг по доставке на орбиту экипажей и грузов. «Заморозка» станции, считают эксперты, — худший из возможных вариантов развития событий, а лишение России статуса «космического извозчика» приведёт к крупнейшим имиджевым и финансовым потерям для страны.

Исполнительный директор по пилотируемым программам госкорпорации Роскосмос Сергей Крикалёв 12 октября рассказал о приблизительных сроках завершения расследования причин аварии ракеты-носителя «Союз-ФГ». По его словам, результаты работы госкомиссии будут известны к 20-м числам октября. Также Крикалёв сообщил, что будет отменён запланированный ранее выход в космос для исследования отверстия, образовавшегося в пристыкованном к Международной космической станции (МКС) корабле «Союз МС-09» с целью выявления возможных причин образования «трещины». Операцию должны были осуществить находящийся сейчас на станции немецкий астронавт Александер Герст и американец Ник Хейг. Последний собирался отправиться на МКС на попавшем в аварию «Союз МС-10». Ограничения на полёты, введённые после происшествия, коснулись не только пилотируемых космических аппаратов. Может быть перенесён пуск беспилотного грузового корабля «Прогресс», запланированный на 31 октября 2018 года. Данные ракеты используются для снабжения МКС продовольствием и другими грузами.

В настоящий момент на борту МКС находятся российский космонавт Сергей Прокопьев, астронавт Европейского космического агентства немец Александр Герст и американка Серина Ауньен-Чэнселлор. Их доставил туда в июне пилотируемый космический аппарат «Союз МС-09». Через два месяца, 29 августа на «Союзе» была обнаружена утечка воздуха, вызванная микротрещиной в корпусе корабля. С помощью находящегося на станции ремонтного комплекта отверстие заделали, а утечку локализовали. Этот же аппарат впоследствии доставит экипаж МКС на Землю.

Посмотреть эту публикацию в Instagram

Публикация от Роскосмос // Roscosmos (@roscosmosofficial) 11 Окт 2018 в 4:11 PDT

Продуктов и других жизненно-необходимых предметов космонавтам на МКС хватит ещё надолго, сообщил News.ru научный руководитель Института космической политики Иван Моисеев: «На станции предусмотрено хранение больших дополнительных запасов на случай внештатных ситуаций. Аварии, подобные случившейся, предусмотрены при введении в эксплуатацию МКС заранее. Кроме того, запасы на станции рассчитаны на пять человек, сейчас же в экипаже только трое».

Тот факт, что отменили осмотр дырки, по мнению Моисеева, может вызывать только радость. «Что они там увидели бы, в открытом космосе? Парящую в безвоздушном пространстве дрель, оставленную марсианами вредителями?». Получается, считает эксперт, сейчас сэкономили средства, которые могли быть потрачены на рискованную и бесполезную операцию.

Факт наличия дыры в корабле никаких дополнительных рисков для экипажа, по мнению Моисеева, не создаёт. В пилотируемом корабле три отсека: бытовой отсек, спускаемый аппарат и приборно-агрегатный. При возвращении экипажа происходит отстыковка, после чего все три отсека отсоединяются. Спускаемый аппарат с экипажем идёт к Земле, а бытовой отсек с дыркой и приборно-агрегатный сгорают в атмосфере. Так что экипаж при посадке из-за этой дыры не рискует, считает эксперт.

В то же время, уверен аналитик, придётся существенно сократить объём научной работы на станции. «Разработки были рассчитаны на пять человек экипажа, а сейчас на МКС остаются трое, их едва хватит, чтобы держать станцию в работоспособном состоянии. В первую очередь, отменят те эксперименты, которые планировали провести Овчинин и Хейг: „Магнитный 3D-биопринтер“, выращивание образцов живых тканей человека и другие», — полагает он. Посмотреть эту публикацию в Instagram

Публикация от Роскосмос // Roscosmos (@roscosmosofficial) 9 Окт 2018 в 2:37 PDT

В NASA, в свою очередь, надеются на лучшее, но готовятся к худшему. Менеджер NASA по программе МКС Кенни Тодд заявил на брифинге, что из-за случившегося 11 октября на Байконуре, МКС может в дальнейшем на неопределённый срок остаться без экипажа. «Мы не можем знать, сколько времени займёт расследование и сколько потребуется на устранение причин аварии. Может, месяц, может год, может, два», — цитирует его издание Space.com. Срок пребывания экипажа на МКС, напомнил Тодд, заканчивается в январе, а других способов доставки, альтернативных «Союзам», нет. В случае, если полёты не возобновятся, станцию придётся эксплуатировать в беспилотном режиме.

Как считает член Российской академии космонавтики имени К. Э. Циолковского Александр Железняков, перевод МКС в беспилотный режим полёта — самый неприятный сценарий из всех, которые только могут быть. «Это произойдёт в том случае, если не удастся быстро выявить первопричину вчерашней аварии или в том случае, если эта причина окажется очень серьёзной, носящей глубинный, системный характер и требующей длительного устранения, что не позволит в ближайшее время возобновить полёты», — объясняет он News.ru. Консервация МКС, по мнению эксперта, не означает, что впоследствии все операции по доставке экипажа могут совсем прекратиться. «Но МКС — громоздкая и сложная конструкция. Её консервация — долгая и дорогостоящая процедура. И для того, чтобы впоследствии вновь перевести станцию в режим пилотируемого полёта, также уйдёт много сил, средств и времени», — добавляет аналитик.

Авария «Союза» заставила западных экспертов напомнить о необходимости прекратить сотрудничество с Россией в эксплуатации МКС и найти альтернативу «Союзам». Портал News.ru подробно разбирал публикации в СМИ, в которых напоминали о высокой аварийности современной российской ракетно-космической отрасли и ведущихся компаниями Boeing и SpaceX собственных перспективных разработках пилотируемых космических кораблей. Посмотреть эту публикацию в Instagram

Публикация от NASA (@nasa) 7 Сен 2018 в 8:56 PDT

В США, отмечает Железняков, давно планомерно работают над тем, чтобы избавиться от наших услуг в эксплуатации МКС: «Это часть их государственной политики, реализуемой в том числе, в разработке пилотируемых кораблей производства SpaceX и Boeing, первые полёты которых запланированы в 2019-м году». В этом случае, указывает он, Роскосмос планирует частично компенсировать финансовые потери и сохранить своё участие в программе работы МКС за счёт космических туристов. «Напомню, буквально за день до аварии российская госкорпорация заключила контракт на полёт к МКС бизнесмена из Саудовской Аравии. Сейчас пуск, в связи с аварией, скорее всего, будет перенесён».

Для России сотрудничество с США по МКС принципиально важно по ряду причин. «Во-первых, космос до сих пор остаётся, пожалуй, единственной сферой в российско-американских двусторонних отношениях, которую не коснулись санкции. Во-вторых, для России, также, как и для США, МКС — самый масштабный космический проект. Поэтому прекращение работ по нему нанесёт ущерб престижу обоих государств и науке в целом. И, наконец, работа „космического извозчика“ на МКС приносит около $600 млн в год, это ощутимый доход, которого РФ не хочет лишиться», — заключает Железняков.

#наука
#роскосмос
#NASA
#МКС

Источник: news.ru